- Сообщения
- 102
- Реакции
- 56
ПКТ: Послекурсовая терапия
Послекурсовая яма является одним из наиболее нежелательных аспектов использования стероидов. Как говориться, всему есть своя цена, и в случае употребления стероидов, одна из них – это ваше естественное гормональное производство. То, что происходит, легко объяснить: вы принимаете стероиды, и тело прекращает их производить. Как только вы прекращаете прием стероидов, появляется пустой промежуток, в течение которого тело начинает производить собственный тестостерон. Тут вы можете столкнуться с тем, что у вас низкий уровень андрогенов и нормальный уровень кортикостероидов. Ваше тело, в конце концов, признает и восстановит дисбаланс, но это может занять недели или даже месяцы. Этот разрыв плох физиологически, так как без нормального уровня андрогенов, кортикостероиды «съедят» большую часть вашей новой мышечной массы. Чтоб поддержать размер вашего тела, вам нужно будет быстро восстановить уровень эндогенного тестостерона. Способов достичь этого столько, что куда ни глянь: «Принимай ХГЧ, не принимай ХГЧ, принимай ингибиторы ароматазы, просто пей кломид, забудь кломид и пей тамоксифен». Так какой вариант действительно лучше? Без понимания того, что происходит в вашем организме, и что делают принимаемые соединения для исправления ситуации, сложно выбрать правильную программу послекурсового восстановления. В этом разделе мы рассмотрим роли антиэстрогенов и гонадотропина в этот деликатный промежуток времени, и подробно обсудим эффективную стратегию их использования.
Дуга ГГТ (гипоталамус-гипофиз-тестикулы)
Дуга ГГТ (гипоталамус-гипофиз-яички) – это термостат, который стоит на выработке вашего эндогенного тестостерона. Слишком много тестостерона и печка будет остановлена. Если недостаточно – печь начинает работать. В нашем обсуждении мы можем взглянуть на этот процесс, как на три уровня. На верхнем уровне находится гипоталамус, который высвобождает ГнРГ (гонадотропин-релизинг-гормон), когда он чувствует, что уровень тестостерона упал. ГнРГ посылает сигнал на второй уровень, гипофизу, который выделяет в ответ на это лютеинизирующий гормон. ЛГ стимулирует третий уровень, яички, чтобы они выделяли тестостерон. Те же половые гормоны (тестостерон, эстроген), которые производятся, служат противовесом, посылая обратный сигнал в сторону гипоталамуса и гипофиза, которые в ответ на это снижают секрецию тестостерона. Синтетические стероиды тоже посылают этот же сигнал. Рассмотрим основные механизмы, и мы сможем понять, почему восстановление дуги после курса – медленный процесс, и только тогда мы сможем понять, что нам нужно для ПКТ.
Дуга гипоталамус-гипофиз-яички: гипоталамус выделяет ГнРГ (гонадотропин-релизинг-гормон), который стимулирует гипофиз для выделение ЛГ (лютеинизирующего гормона) и ФСГ (фолликулостимулирующего гормона). Это запускает производство тестостерона в яичках. Тестостерон, также как и эстрогены и прогестины, посылает отзыв гипоталамусу о том, что пора прекращать выработку гонадотропина.
Падение чувствительности яичек
Хотя стероиды подавляют выработку тестостерону в первую очередь за счет снижения уровня гонадотропного гормона, большинство препятствий на пути восстановления дуги ГГТ после прекращения приема ААС, создает отнюдь не ЛГ. Это был ярко показано в исследовании 1975года. Параметры крови, в том числе и уровень тестостерона, и уровень ЛГ, контролировались у испытуемых мужчин, которые получали инъекции тестостерона энантата по 250мг в неделю в течение 21 недели. Подопытные находились под контролем еще 18 недель после прекращения приема препарата. В начале исследования, как и следовало ожидать, уровни ЛГ упали вместе с ростом уровня тестостерона в крови. Странности начались, когда прием препарата был прекращен (рисунок 1). Уровень ЛГ начал быстро расти (по 3-неделю), а уровень тестостерона практически не изменился в течение долгого времени. Прошло 10 недель, прежде чем уровень тестостерона начал расти. Отсутствие корреляции показало, что проблема в том, что восстановление уровня андрогенов не обязательно зависит от уровня ЛГ, а в большей степени зависит от атрофии яичек и потери чувствительности к ЛГ. После периода бездействия, яички атрофировались, из-за чего они не в состоянии выполнять свою работу. Затяжное окно восстановления после курса больше не рассматривается с позиции низкого уровня ЛГ и низкого уровня тестостерона. На самом деле, тут низкий уровень тестостерона и нормальный (даже высокий) уровень ЛГ.
Рисунок 1. Замеры уровня ЛГ и тестостерона начались с первой недели после последней инъекции 250мг тестостерона энантата (предэкспериментальные замеры были 5 mU\ml и 4,5 ng\ml соответственно). Между неделями 1-5, после прекращение введения тестостерона, уровни тестостерона снижались, а уровни ЛГ начали расти. Между 5 и 10 неделями уровень тестостерона оставался очень низким, несмотря на рост ЛГ. До десятой недели не было замечено роста уровня тестостерона.
Роль антиэстрогенов
Важно понять, что только приема антиэстрогенов после курса недостаточно для восстановления нормальной выработки эндогенного тестостерона. Эти препараты обычно повышают уровень ЛГ, блокируя отрицательную обратную связь эстрогенов. Но уровень ЛГ сам быстро восстанавливается по окончанию курса, без посторонней помощи. Кроме того, если нет нужного уровня эстрогенов из-за антиэстрогенов, то подавленный тестостерон становится сырьем для производства эстрогена. Любое восстановление эстрогена после курса происходит одновременно с восстановлением уровнем тестостерона, не раньше. Нет механизма, по которому антиэстрогенные препараты могут в одиночку помочь восстановлению тестостерона. Медицинская литература наполнена ссылками на то, что антиэстрогенные препараты, такие как кломид и тамоксифен могут увеличить уровень ЛГ и уровень тестостерона у мужчин, и в нормальной ситуации так и происходит. Объедините это с фактом, что много исследований показывают, что использование ААС понижает ЛГ, подавляя тестостерон, и мы можем увидеть легкий путь восстановления. Глядя под таким углом, мы упускаем истинную проблему, потерю чувствительности яичек, которую заметно, только если изучать скорость восстановления вовлеченных гормонов. Если мы будем мыслить правильно, мы заметим, что у антиэстрогенных препаратов в этом деле слишком малое значение.
Роль ХГЧ
Эстрогены при применении в одиночку оказались неэффективными, поэтому мы сосредоточимся на совсем другом уровне дуги ГГТ: для ускорения восстановления нам направить усилия на яички. Для этого нам понадобится инъекционный ХГЧ. Если вам не знакомы с ХГЧ – это гонадотропин человека хорионический, который имитирует естественный ЛГ организма. Хотя яички в равной степени чувствительны к обоим препаратам (они работают через один и тот же рецептор), мы, вводя один из них извне, не ограничены пределами естественной выработки ЛГ. Другими словами, мы можем использовать хорошую дозу препарата (так много ЛГ, насколько нам нужно), и необычайно сильно простимулировать яички. Мы хотим выйти на уровень, который выше того, что может наше тело даже при поддержке антиэстрогенов. Результат – более быстрое восстановление прежней массы яичек, которые начнут производить тестостерон быстрее, чем вообще без какой-либо программы послекурсовой терапии. Сейчас мы рассматриваем ХГЧ как ключевой препарат ПКТ, а антиэстрогены играют больше вспомогательную роль.
Программа ПКТ PoWeR
Программа послекурсовой терапии, описанная ниже, представляет то, что я считаю идеальной и эффективной программой ПКТ. Она была разработана врачами в рамках программы Program for Wellness Restoration (PoWeR), чтобы помочь пациентам восстановить нормальное функционирование гормональной системы после приема ААС. Один из ключевых специалистов в этой программе, доктор Майкл Скалли, утверждает, что успешно излечил более чем 100 случаев гипогонадизма\гипогонадотрофического гипогонадизма, и очень широко известен в среде специалистов по гормонозаместительной терапии. PoWeR – часть недавнего клинического исследования, в котором участвовало 19 здоровых человек, которым вводили большие дозы тестостерона ципионат и нандролона деканоата в течении 12 недель для подавления тестостерона. Их протокол нормализации дуги ГГТ был сосредоточен на совместном использовании ХГЧ, кломида и тамоксифена, и возможно, это является единственной клинически зарегистрированной программой восстановления после курсов ААС во всей медицинской литературе (удивительно, как мало внимания обращается на гормональную нормализацию в клинической медицине). Самое заметное отклонение от классических комбинаций ПКТ, это комбинирование двух антиэстрогенов. В этом случае я ничего не могу сказать, может быть это действительно лучший вариант.
Посмотрев на программу, мы можем увидеть, что основную стимуляцию в начале терапии мы оказываем при помощи ХГЧ. Его употребление, однако, ограничивается 16 днями. Врачи признают, что, несомненно, если принимать ХГЧ слишком долго или в слишком большой дозировке, это может уменьшить чувствительность рецепторов ЛГ. Это еще больше усугубит проблемы после конца курса, а не поможет. Антиэстрогены используются и во время и после ХГЧ, дозировка тамоксифена 10мг в день, кломида 100мг в день. Кломид используется более короткий период времени, чем тамоксифен, вероятно, из-за возможного нарушения чувствительности при продолжительном применении. Среди прочего, эти два эстрогена укрепляют выделение ЛГ, и борются с любыми потенциальными эстрогенными побочными эффектами, которые могут быть вызваны ХГЧ, из-за повышения активности ароматазы. Возможно, в первые пару недель антиэстрогены будут малополезны, но к середине они становятся гораздо более полезными. В течение этого клинического исследования, нормализация гормональной системы по всем параметрам заняла 45 дней после конца курса. Это определенно, намного лучше, чем ждать пока тестостерон начнет восстанавливаться сам (рисунок 1). Я считаю, что такая подробная программа ПКТ должна быть после любого серьезного стероидного курса. Это лучший способ максимально сохранить набранное на курсе.